Главная    Сведения об образовательной организации  Карта сайта  Обратная связь                   Четверг, 16.05.2024, 08:17

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 54
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

К логопеду нужно обратиться, если…

(информация для родителей)

 

Речевые этапы

Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.

К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).

К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.

В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.

Заключения специалистов

- Отоларинголог установил снижение слуха.

- Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.

- Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.

Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.

- Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.

- Ребёнок просовывает язык между зубами.

Общее впечатление от речи

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.

Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремиться к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.

Как должна развиваться речь малыша

«Тяйник» вместо «чайника» или «гавалю» вместо «говорю» — забавно, не правда ли, слышать подобный лепет из уст очаровательного карапуза. Мы, конечно, улыбаемся, но пытаемся исправить, а они повторяют то же самое и еще ждут похвалы. И хвалить стоит, и поправлять стоит, и ни в коем случае не ругать, иначе малыш может вообще не захотеть разговаривать.

Редко кто из маленьких детей сразу начинает выговаривать все звуки и все слова. Скорее, это будет патологией в развитии, ведь освоить все премудрости родного языка ребенку предстоит постепенно. Вам же нужно быть просто внимательными и заботливыми родителями. Нужно знать, как должна развиваться речь у нового человека.

Речью ребенок овладевает постепенно, он просто подражает взрослым в произношении звуков и слов. Поэтому важно, чтобы с рождения малыш слышал правильную и грамотную речь. Но это не единственное условие, необходимо развивать артикуляцию у малыша при помощи различных упражнений. Чем раньше родители начнут обращать внимание на правильность звукопроизношения у ребенка, тем быстрее оно сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Обращаться к специалисту нужно не раньше, чем в 3,5 года. Это будет профосмотр, исправлением же мы займёмся позже (4-5 лет) — и в первую очередь, из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость и внимание.). Итак, лучшее время для посещения логопеда – 4-5 лет. Но это не значит, что до этого времени нужно сидеть сложа руки. С ребенком нужно заниматься.

Так как же должна развиваться речь малыша?

Двухгодовалый малыш еще может:

— неправильно произносить большинство звуков родного языка;

— смягчать отдельные согласные;

— нечетко произносить слова с пропуском отдельных звуков;

— не уметь точно сохранять слоговую структуру слова.

На третьем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно возрастает, его произношение все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков.

Трехлетка может:

— заменять недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например, Р и Л или ЛЬ, Ш и Ж, СЬ - ЗЬ или ТЬ и ДЬ;

— затрудняться в произношении многосложных слов и слов со стечением нескольких согласных;

— при этом ближе к 3 годам у ребенка появляются и произносятся правильно свистящие — С, 3, у некоторых — Ц.

В период с 3 до 4 лет наблюдается заметное улучшение в произношении, речь становится более отчетливой:

— свистящие произносятся более чисто и появляется звук Ц;

— некоторые дети начинают произносить Ш, Ж, Ч, Л, Р.

Однако, как правило, большинство малышей все еще заменяют шипящие твердыми свистящими: Ш - звуком С (сапка вместо шапка), Ж - 3 (зывот вместо живот), Ч - Ц (цасы вместо часы), Щ - С или СЬ (сетка вместо щётка); — сонорные звуки Л, Р, РЬ дети заменяют звуком Й или ЛЬ (йакета - лякета - ракета).

К пяти годам у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище и отчетливей:

— полностью исчезает смягченное произношение согласных;

— редко наблюдается пропуск звуков и слогов;

— усваиваются шипящие звуки, а также Л, Р, РЬ.

Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих. В одних словах звук произносится правильно, в других - неверно. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщенны свистящими и шипящими одновременно, звуками Л и Р (шерстяной, шестой, эскалатор).

К шести годам в речевом развитии достигается довольно высокий уровень. Дети правильно произносят все звуки родного языка.

Учитывая все вышесказанное, не забывайте, что все индивидуально, дети очень разные — и при любых сомнениях лучше обратиться к специалисту.

Почему же при нормальном физическом и умственном развитии дети говорят неправильно и не могут самостоятельно говорить чисто?

А причин несколько. У малыша может быть не развит фонематический (речевой) слух, и, как следствие, — он плохо различает звуки. Причиной может быть и недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения. Также у ребенка могут быть дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое (готическое) нёбо, укороченная уздечка язычка). В этом случае вам понадобится консультация не только логопеда, но и стоматолога - ортодонта. И еще одна причина — отсутствие правильного образца для подражания, неправильная речь окружающих, а также «сюсюканье».

Остановимся на основных видах нарушений

1. Отсутствие звука (вместо рука ваш малыш говорит ока или вместо лук - ук).

2. Замена звука (ребенок заменяет Ц на ТЬ, Ш на С, Р на Л и т. д.).

3. Искажение звука, проявляющееся: а) в межзубном произнесении звуков (при этом слышится неприятный хлопающий звук); б) в горловом произнесении звука Р — он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка.

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена), у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребенка и полноценном слухе). Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Нарушения третьего вида (искажения звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. И в конце особый совет для родителей, чьи дети заговорили в 1-1,5 года. Не спешите с таким крохой заучивать сложные тексты и стихи и выступать на утренниках. Нервная система у такого крохи неустойчивая, и от перегрузок малыш может начать заикаться, необязательно сейчас, может и позже. Очень часто заикание появляется именно у рано заговоривших детей.

Обязательно обращайтесь к логопеду, если:

— язычок у малыша часто «вылезает» между зубами; когда он говорит;

— звук Л заменяет звуком У или В;

— «смягчает» все согласные звуки;

— «сюсюкает» и не может говорить иначе;

— язык, рот, плечи при произношении слов напрягаются, а звуки словно «застревают» в зубах.

 

Помогите малышу заговорить!

Результаты обследования детей показывают, что число детей с нарушениями речи, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку мало уделяется внимания, или наоборот ребенок находится под гиперопекой у взрослых. Родители, угадывают каждый шаг ребёнка и не дают возможности самостоятельно выполнить какое либо действие. А ведь взрослые должны помнить о том, что давая возможность активно исследовать окружающий мир, тем самым вы одновременно стимулируете его речевое развитие, способствуете развитию психических процессов.

  • причина нарушения речи может скрываться в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально-речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы консультация и лечение у невролога, плюс регулярные занятия с логопедом и психологом и конечно же активное участие самих родителей в жизни ребенка. Наиболее качественную помощь своим родителям окажут те родители, которые будут соблюдать следующие правила.

- с первых дней жизни ребёнка должна окружать полноценная речь. Старайтесь каждое своё действие сопровождать правильной речью, постоянно называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом по чаще давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;

- поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать;

- говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильно русским языком, не переходите на « детский лепет» и не разрешайте делать этого другим взрослым;

- каждый день читайте малышу, начинайте знакомство с художественной литературой с коротких сказок. Не забывайте задавать вопросы о прочитанном: « Кто посадил репку? Кого позвала бабка? И т.д.»

- поправляя речь ребёнка, повторите ту же фразу правильно и попросите ребёнка за вами повторить, если он, конечно, может говорить предложениями;

- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;

- не сравнивайте малыша с другими детьми.

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ресурсы
Министерство просвещения РФ
Департамент образования и науки КО
Управление образования АК
Портал Госуслуги
Новостной образовательный реестр
Уполномоченный по правам ребенка в КО
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция ЦОР
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Социальная сеть работников образования



МБДОУ № 37 г. Кемерово © 2024
uCoz